Пояснительная
записка
Основная
идея обновления образования состоит в
том, что оно должно стать индивидуализированным,
функциональным и эффективным. Продуктивное
обучение в рамках малокомплектной
сельской общеобразовательной средней
школы и качественная и успешная подготовка
к государственной итоговой аттестации
могут быть осуществлены с помощью
индивидуальных образовательных маршрутов
обучения. ИОМ — способ реализации задачи
индивидуализации образовательного
процесса в контексте предпрофильной и
профильной подготовки.
Цель
ИОМ:
Индивидуум может получить среднее
образование на выбранном им уровне в
соответствии с образовательным
стандартом.
Необходимость
построения индивидуальных образовательных
программ диктуется следующими
соображениями:
Невозможность
организовать предпрофильное и профильное
обучение в малокомплектной школе
стандартным способом — делением классов
на профили.
Появились
целые педагогические системы, которые
рассматривают индивидуализацию обучения
как основной педагогический инструмент:
«Одаренные дети», «Хочу быть успешным»,
«Выбери свой путь к успеху» и др.
Расширились
материальные и технические возможности
обеспечения индивидуального образования.
Развитие
школьника может осуществляться по
нескольким направлениям деятельности
в рамках образовательного маршрута,
которые реализуются одновременно или
последовательно. Отсюда вытекает
основная задача педагога - предложить
учащемуся спектр возможностей и помочь
ему сделать выбор. Выбор того или иного
индивидуального образовательного
маршрута определяется комплексом
факторов:
особенностями,
интересами и потребностями самого
ученика и его родителей в достижении
необходимого образовательного
результата;
профессионализмом
педагогического коллектива;
возможностями
школы удовлетворить образовательные
потребности учащихся;
возможностями
материально-технической базы школы.
Логическая
структура проектирования индивидуального
образовательного маршрута включает в
себя следующие этапы:
1.
Постановка образовательной цели
(индивидуальный выбор цели предпрофильной
или профильной подготовки).
2.
Самоанализ (осознание и соотнесение
индивидуальных потребностей с внешними
требованиями (например, требованиям
профиля).
3.
Конкретизация цели (выбор направлений
индивидуальных занятий).
4.
Оформление маршрутного листа.
Условия
необходимые для эффективной разработки
индивидуального образовательного
маршрута:
осознание
всеми участниками педагогического
процесса необходимости и значимости
индивидуального образовательного
маршрута как одного из способов
самоопределения, самореализации и
проверки правильности выбора
профилирующего направления дальнейшего
обучения;
осуществление
педагогического сопровождения и
информационной поддержки процесса
разработки индивидуального образовательного
маршрута учащимися;
активное
включение учащихся в деятельность по
созданию индивидуального образовательного
маршрута;
организация
рефлексии как основы коррекции
индивидуального образовательного
маршрута.
Средствами
реализации названных условий могут
быть специально организованные занятия
по самопознанию, обучению учащихся
методам выбора маршрута. В ходе этих
занятий необходимо довести до учащихся
следующую информацию:
предельно
допустимые нормы учебной нагрузки;
учебный
план школы: набор учебных предметов,
составляющих инвариантную часть,
предметы регионального и школьного
компонента;
особенности
изучения тех или иных предметов;
необходимость соблюдения баланса между
предметами базового курса и курсами
ИОМ;
возможности
и правила внесения изменений в
индивидуальный образовательный маршрут.
Такие
занятия проводится как в рамках
внеклассной деятельности, так и в рамках
индивидуальной работы.
Выбор
учащимися курсов может осуществляться
в трех плоскостях:
Индивидуальный
образовательный маршрут оформляется
документально в виде Листа
индивидуального
маршрута обучения (Приложение 1)
В
данный лист ученик заносит информацию
о выбранных направлениях занятий.
Последние графы «Результаты» и «Подпись
преподавателя» оформляются учителем
и позволяют проконтролировать факт
посещения занятий учащимся его родителями
и классным руководителем. Для избежания
перегрузки рекомендуется учащемуся
выбирать два — три курса занятий.
На
основе выбранных курсов составляется
индивидуальная образовательная программа
учащегося, которая является технологическим
средством реализации ИОМ. (Приложение
2)
Приложение
1
Лист
индивидуального
маршрута обучения
ФИО
____________________________________________________________________________
Ученика
(цы) ______ класса Свирицкой СОШ
на
_______/_______ учебный год
|
Тема
направления занятий
|
ФИО
учите-ля
|
Кол-во
часов
|
Результаты
|
Подпись
преподавателей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Кл.
рук-ль ______________/___________ /
Ученик
(ца) ________________/____________/
Родитель
_________________/___________/
Приложение
2
Индивидуальная
образовательная программа
Индивидуальная
образовательная программа (адресная)
ученика представляет собой описание
содержания образования определенного
уровня и направленности (в том числе в
контексте предпрофильной или профильной
подготовки), видов деятельности учащегося.
Структура
такой программы может быть представлена
следующими компонентами:
целевое
назначение,
исходный
уровень знаний учащегося,
продолжительность
обучения,
ожидаемый
результат,
учебные
программы,
формы
аттестации достижений учащегося .
Используемая
литература
Казакова
Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова
Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.
Куприянова
Г.В. Образовательная программа как
индивидуальный образовательный маршрут.
//Индивидуализация в современном
образовании: Теория и практика. –
Ярославль, 2001.
Пряжников
Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
Рекомендации
по организации профильного обучения
на основе индивидуальных учебных планов
обучающихся. – М., 2004.
Цели,
содержание и организация предпрофильной
подготовки в выпускных классах основной
школы: Рекомендации директорам школ,
руководителям региональных и муниципальных
управлений образованием. – М., 2003.
|