Пояснительная записка
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.
Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:
-
Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом — делением классов на профили.
-
Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
-
Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
-
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
-
профессионализмом педагогического коллектива;
-
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
-
возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).
2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).
3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).
4. Оформление маршрутного листа.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
-
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
-
осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
-
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
-
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:
-
предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
-
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
-
особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
-
возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1)
В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем. Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.
На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ. (Приложение 2)
Приложение 1
Лист
индивидуального маршрута обучения
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса Свирицкой СОШ
на _______/_______ учебный год
|
Тема направления занятий
|
ФИО учите-ля
|
Кол-во
часов
|
Результаты
|
Подпись преподавателей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Кл. рук-ль ______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Приложение 2
Индивидуальная образовательная программа
Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.
Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:
-
-
целевое назначение,
-
исходный уровень знаний учащегося,
-
продолжительность обучения,
-
ожидаемый результат,
-
учебные программы,
-
формы аттестации достижений учащегося .
Используемая литература
-
Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.
-
Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
-
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
-
Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
|