Понедельник, 29.04.2024, 04:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Свирицкая средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
НОКО
Семейная линия
Правовая помощь
Информация
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » УРОКИ

Методическая разработка по английскому языку
29.03.2023, 14:03
Введение
          Обучение иностранным языкам в современной школе становится все более качественным и интересным. Это благодаря  широкому спектру новых учебно-методических пособий, включающих  аудиосопровождение, обучающих  компьютерных программ, что значительно обогащает уроки, привносит разнообразие в структуру урока. Однако, большой упор в них  делается на развитие устной речи, слухового восприятия, и, к сожалению, совсем немного внимания уделяется более подробному обучению навыкам письма на начальном этапе.
        В настоящее время проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
        В обучении иностранному языку письмо играет большую роль.  В обучении письменной речи можно выделить три этапа: первое – овладение графикой; второе – освоение структурных моделей, моделей предложений; и третье – овладение письменной речью как средством общения.
      В начале обучения овладения графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов.
       Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Установление графемно-фонемных соответствий на данном этапе идет одновременно. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а на начальном этапе в особенности.
       Почти каждый урок на начальном этапе  вводится новая лексика  и новые орфограммы,  формируются  аудиовизуальное восприятие лексики, навыки говорения, но возникает потребность в пошаговом, подробном обучении чтению и письму. Устно ребёнок скажет любое изученное им слово, но попроси мы его написать произнесенное им слово, он растеряется или, скорее всего, напишет с ошибками. Однако, увидев это слово в тексте, он узнаёт его и правильно называет. Вот такой вот феномен.
       В связи с этим   в данной работе ставится следующая цель и задачи: определить способы решения проблемы обучения учащихся орфографии на иностранном языке на начальном этапе и разработать систему упражнений на формирование орфографических навыков.

Теоретическая часть

 Письмо – сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.
     В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В методике письмо – это объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, т.к. письмо с ними тесно связано.
     В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладения графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т.д.
      Е.Н.Соловова считает, что на различных этапах содержание обучению письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти по принципу от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучению. Письмо, как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем завершающем этапе. Но успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.
     Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Установление графемно-фонемных соответствий на данном этапе идет одновременно. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а на начальном этапе в особенности.
     В требованиях практического владения ИЯ на начальном этапе обучения гласит следующее: учащиеся должны приобрести навыки каллиграфического написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Обучение английской каллиграфии имеет большое значение для правильной постановки преподавания английскому языку, особенно на начальной ступени обучения. Обучаясь английской каллиграфии, ученик обращает внимание на орфографические особенности английского письма, что очень важно.
     Перейдем к рассмотрению методики обучения письму. Сначала, рассмотрим лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может обеспечить учащимися возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством обучения, вернее изучения иностранного языка.
     Во-первых, это графика – совокупность всех средств данной письменности.
     Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография – правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание для передачи определенного слова с этим звуком, которое признается правильным, а все другие ошибочные.
     В-третьих, - запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связанное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанные друг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. Поскольку овладение письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из указанных единиц.
     Обучение письму включает: ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку учащихся в написании букв, усвоение орфографии слов, отработанных устно и которые учащиеся могут прочитать, написание предложений содержащих усвоенное. Обучение письму идет в тесной связи с обучением чтению.
     Орфографические ошибки неизбежны, однако их количество можно и нужно сократить до минимума, если учесть определенные типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся.

Типологические группы написания слов и возможные трудности
1. Написание на основе фонетического принципа.
     Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто для начинающих. Графемно-фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же не похожи, как в русской кириллице и запрадноевропейской латинице.
Тем не менее даже в односложных словах начинающие изучать иностранный язык могут делать значительное количество ошибок. Иногда ошибки бывают просто курьезными. Например: ученики 2 класса постоянно делали ошибку в написании английского слова “six” (“шесть”), которое они писали как “sex”, очевидно под воздействие интерференции (буква “Ее” в английском алфавите озвучивается как русская [и]).

2. Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.     Речь идет о традиционных правилах чтения. Так, в английском языке в открытом типе слога буква “е” пишется, но не читается – “nine”, но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной. В английском языке гласные в сочетании с буквой “r” меняют звучание или долготу, при этом буква “r” не озвучивается.
     Есть определенные правила чтения буквосочетаний “wr, ght, wh” в начале, в середине и в конце слов, перед определенными буквами, но есть и огромные к4оличества исключения из этих правил.
3. Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.      Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть гласные – “ее, еа, оо, ei”, и согласные – “ch, sh, ght, gh, ph” и т.д.
     Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Во всяком случае, когда речь идет об английском языке. Сравните: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и т.д.
     Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, но и в то же время одно и то же буквосочетание может обозначать разные звуки в английском языке. Например, звук [f] на письме может быть передан следующими образом: “f, ph, ff, gh”, но при чтении он же может давать звук [v], например в предлоге “of”.
4. Трудные словарные слова.
     Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова “daughter, neighbour, one”, или являются заимствованиями из других языков – “restaurant” и т.д.
     Учитывая выше изложенное, можно сформулировать несколько рекомендаций по обучению орфографии на начальном этапе.
  1. Прежде всего учащийся должен научиться писать буквы, знать их конфигурацию, устанавливать графемно-фонемные соответствия.
  2. Овладение орфографией должно происходить в процессе речевой деятельности.
  3. Необходимо учитывать правила чтения и орфографии. Они действительно полезны при написании слов, орфография которых основана на фонетическом принципе, т.е. таких как pen, desk, bag, pig.
  4. Полезным будет научить ученика группировать слова по орфографическому признаку или фонемному соответствию, т.к. в анлийском языке один и тот же звук может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, но в то же время одно и то же буквосочетание может передавать разные звуки.
  5. Достаточно эффективное усвоение орфографии трудных слов учащимися, особенно слов, орфография которых основана на исторических принципах, обеспечивается орфографическим проговариванием.
Технологическая часть
     Ниже представлены обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков:
Алфавитный суп
Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, красивая кастрюля). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Можно попросить других детей назвать ее вслух.
Алфавитные гонки
Класс делится на команды. Учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.
Silent Dictation
«Немой диктант» может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки, слова обозначающие их названия уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать) Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.
Memory dictation
«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:
1. На доске записываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
2. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.

Spelling star
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово, например “cat”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды.
Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
Аукцион
По команде учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени.
Shape writing
Дети всегда любят что-то необычное. Как правило, записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма. Главное – нужно использовать фантазию детей.

Для отработки написания целых слов можно предложить следующие дидактические игры “captain” или “detectives”.
Captain
Класс делится на команды. Каждая команды выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы (фрукты, числа, цвета, животные и т.д.). Капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По знаку учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.
Дополни предложение
Учитель пишет на листке короткое предложение, а ученики по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут расширить предложение. Выигрывает тот, кто последним закончил предложение. Он же пишет и новое предложение. Например: She swims. She swims in the river и т.д.

Другие возможные упражнения и задания на формирование орфографических навыков:
- рассели буквы и звуки по своим домикам и запиши их
- напиши соответствующие буквы: маленькие к большим и наоборот
- впиши недостающую/ие букву/буквы
- составь из букв слова и запиши их
- распредели слова по колонкам (смысловые группы) и запиши их
- реши кроссворд и запиши слова
- составь из слов предложение и запиши его
- составь кроссворд по теме и запиши его
- запиши слова в таблицу
- составь как можно больше слов из одного слова и запиши их
- составь меню и запиши его
- заполни пропуски словами
- составь и запиши список покупок

     Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка.

Заключение
Результатом работы над данным проектом можно считать следующие выводы и практические рекомендации.
  1. Целью обучения письменной речи на начальном этапе является формирование базовых навыков письма (графики и орфографии).
  2. Обучение английской каллиграфии имеет большое значение для формирования письменной речи как самостоятельного вида речевой деятельности на старшем завершающем этапе.
  3. Обучение письму и чтению должно происходить одновременно.
  4. Определены типологические группы написания слов и возможные трудности.
  5. Сформулированы основные рекомендации по снятию трудностей при обучении орфографии на начальном этапе.
  6. Подобран комплекс упражнений по обучению орфографии младших школьников.
Список литературы:
  1. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. – М.: Русский язык, 1989.
  2. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М: Просвещение, 1998.
  3. Соловова Е. Н.  Методика обучения иностранным языкам. – М: Просвещение, 2006.
  4. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М: Высшая школа, 1999.​​​​​​​
  5. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб: КАРО, 2008.
Категория: УРОКИ | Добавил: НАС
Просмотров: 32 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Версия для слабовидящих
Большая перемена
Диктант здоровья
Другое дело
Минпросвещения
Портал информации
Знание.ТВ

Copyright MyCorp © 2024