Четверг, 28.03.2024, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Свирицкая средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
НОКО
Семейная линия
Правовая помощь
Информация
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Выступления и публикации

Система работы учителя информатики Савельевой Н.А.
28.03.2017, 10:26

«Повышение эффективности урока при построении обучения через деятельность с применением современных образовательных технологий»

Моё становление как учителя проходило параллельно с развитием школьной дисциплины информатика. Первые годы работы учителем информатики я много внимания уделяла тому, чтобы дети учили понятия, определения. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики знали и понимали информатику. Для этого на уроках я использовала дополнительный материал, проводила демонстрационные практические работы.

Но информатика это предмет, имеющий две равнозначных составляющих: книга (учебник) и компьютер. Объяснительно-иллюстративные технологии не давали возможности для творческого развития ученика, это была одна из проблем успешного обучения предмету. Вторая проблема: отсутствие электронной составляющей для самостоятельной практической работы учащихся.

Оснащение компьютерной техникой школ позволило по-новому подойти к моделированию уроков информатики, по-другому посмотреть на назначение данного предмета, его место в современном школьном образовании. Изменился и социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

Правительством России утверждена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Главная цель которой – создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учёбе. Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Мне как учителю хочется быть успешным, а это значит надо шагать в ногу со временем, быть готовым к решению новых задач, т.е. самому необходимо совершенствоваться. Очень хорошо, когда рядом с тобой есть единомышленники, мне в этом очень повезло. Весь период своего становления как учителя я имела опытного наставника в лице коллеги - учителя физики Курицыной Валентины Александровны.

Подойдя к осознанию того, что традиционная система обучения является недостаточным средством для развития творческой составляющей личности, педагогический коллектив нашей школы стал активно изучать и внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии личностно ориентированного и развивающего обучения.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для меня необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Использование новых образовательных технологий создаёт условия для активизации самостоятельной учебной деятельности на уроке информатики, формированию познавательной мотивации. Мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на урок, где им хорошо, содержательно и интересно. Для этого я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником учебного - воспитательного процесса.

Я в своей работе стала широко использовать активно-деятельностный способ обучения, получивший в педагогике название «развивающего обучения». Основу этого способа обучения, составляет разного рода деятельность ученика. Это позволило изменить главную организационную форму обучения – урок.

В учебном процессе я использую разные виды уроков. Например, урок-игра проводится мною как в младших классах, так и в старших классах.

При изучении раздела «Устройства компьютера» провожу игру «Собери компьютер», где учащиеся из пазлов собирают картинки с различными устройствами компьютера, затем называют их и рассказывают их назначение. Такую игру организую как в 5 – 6 классах, так и у старшеклассников, усложнение провожу за счет используемых устройств (добавляю картинки с процессором, системной платой, слотами, различные типы корпуса, разъемы и т.д.). Кроме этого в старших классах использую игровую ситуацию, в которой ученикам необходимо собрать оптимальный вариант компьютера, удовлетворяющего определенным требованиям, с учетом различных характеристик устройств.

Уроки – исследования при изучении графических редакторов (7-8 классы), позволяют учащимся самостоятельно в процессе практической работы наблюдать за изменениями и делать выводы, что позволяет мне создать условия для развития системного мышления учащихся.

Поскольку в школе кроме информатики, я преподаю математику, то включила в свою практику проведение интегрированных уроков по математике и информатике. Например, в 9 классе изучение темы «Табуляция функции и построения графиков в MS Excel» в информатике соединила с отработкой свойств квадратичной функции и навыков решения квадратных неравенств. В 10 классе, изучая степенную функцию, провожу лабораторную работу с использование MS Excel. Это дает возможность учащимся увидеть межпредметные связи, т.е. использовать знания по информатике для изучения математики и наоборот.

Для активизации мыслительной деятельности я использую прием эвристическая беседа.. Этот прием я чаще всего использую в начале урока, когда ученики сами в процессе беседы подходят к теме урока или в старших классах провожу в виде эвристической беседы весь урок по темам «Социальная информатика» и «Информационная безопасность».

Стимулировать учащихся к получению новых знаний, к самообразованию мне позволяет на уроках информатики практикум. Но чтобы практикум не превращался в слепое выполнение действий по алгоритму, в задания я вкладываю некую проблемную ситуацию, решение которой будет итогом выполнения этой работы. Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления.

Например, реализация этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).

В начале урока учащимся предлагается ситуация: «Вы приехали в чужой город. Устроиться в гостиницу не смогли, однако вы знаете, что в этом городе живет ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».

Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?

Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.

Вопрос: А если в городе несколько жителей носят одинаковую фамилию, имеют одинаковые инициалы и рождены в один год, что произойдет?

Ответ: Компьютер по запросу выдаст адреса всех этих жителей.

Вопрос: Каково будет условие задачи?

Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес». Задача: Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения.

Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (9-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений.

Для возникновения групповой познавательной деятельности я включаю в обычный урок элементы проектной деятельности (краткосрочные проекты). Которые обеспечивают учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывают большие возможности для творческого развития. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Так рождается сотрудничество, сотворчество.

За время работы у меня сложилась своя последовательность преподавания большинства тем курса информатики:

  • На одном – двух уроках даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;
  • Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики;
  • После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Метод проектов привлёк меня как учителя потому, что он формирует у учащихся понимание, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Основу проектной деятельности учащихся закладываю уже в средней школе. В 5 – 8 классах приобщение к проектной деятельности осуществляю через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (MSWord, MSExcel, MSPower Point), а так же подготовку докладов и рефератов. Это позволяет раскрыть роль информатики в межпредметной связи, показать практическую значимость предмета при решении задач других областей средствами информационных технологий.

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.

Так со своим проектом «История и перспективы развития языков программирования» ученик 11 класса Фомин Артур выступил сначала на школьной научной конференции, а затем участвовал в Межрегиональной олимпиаде «Паруса науки», где стал победителем.

Проект ученицы 7 класса Гавриловой Надежды «Викторина «По жизненному пути М.В. Ломоносова» (созданная с использованием MSPower Point) стал одним из элементов общешкольного мероприятия, посвященного 300-летию Ломоносова.

Однако я считаю, что не всякую деятельность целесообразно трансформировать в проектную. В целях активизации познавательной деятельности учащихся я использую и такие приёмы как:

  • Особенным образом сформулированные цели деятельности ученика, в которых обозначена его личная заинтересованность;

Например, построение каждым учеником своей диаграммы успеваемости по предметам за два года для наглядности анализа.

  • Добавление в практическую деятельность игрового или соревновательного моментов;

Например, составление или разгадывание ребусов, кроссвордов.

  • Создание необычной атмосферы во время деятельности – сделать урок нестандартным.

Организуя самостоятельную деятельность учащихся на уроке, я создаю условия для подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе и эффективной социализации, к саморазвитию личности.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках я применяю дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.

Например, при обучении программированию в 9 классе учащимся даю перечень задач (Pascal) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который ему близок, при этом он не задерживает других учащихся класса. Или учащимся 10 класса при изучении темы «Логические выражения и таблицы истинности» даю разноуровневые задания.

Предмет информатика, наверное, единственный школьный предмет, который сам по себе подразумевает обязательное использование ИКТ на уроках. Я использую ИКТ в той или иной степени на каждом уроке, это позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.

Использование компьютера на уроках экономит время, повышает эффективность учебно-познавательного процесса.

Проиллюстрирую применение мною ИКТ на отдельных этапах урока.

На первом этапе урока (мотивационном) использую творческую внеурочную работу учащихся (презентации, мультимедиа фильмы) по изучаемым темам.

Этапы активизации знаний и объяснения нового материала с использованием ИКТ становятся наглядными, красочными, информативными.

При фронтальной работе на различных этапах урока возможности компьютера очень велики. Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в классе сочетаю с применением компьютера:

- проверку и самопроверку диктанта либо домашней работы делаем с учениками, показав ответы на экране;

- во время работы по изучению нового материала с помощью компьютера показываю грамотное оформление задачи, выполнение практических действий, сопровождаю рассказ схемами, иллюстрациями и т.д.;

- во время выполнения самостоятельной работы показываю на экране образцы решения задач.

Компьютер позволяет мне работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Два года назад в нашей школе появилась первая интерактивная доска, заниматься изучением возможностей которой и их применением пришлось мне. Я убедилось в том, что интерактивная доска ещё более удобное учебное оборудование, чем просто мультимедийный проектор.

Она дает мне возможность не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, делает процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Заранее заготовленные мною тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам, задают уроку бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы комментирую прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохраняю созданные записи для будущих уроков.

  • урок информатики – постоянно развивающаяся форма, главным направлением развития которой является превращение его в результат творчества учителя и учащегося.

На мой взгляд большое значение в создании условий для развития учащихся имеют формы организации работы, используемые учителем на уроке. Для меня наиболее эффективны коллективные формы работы. При этом создаются условия для диалога, что способствует развитию умения не только говорить, но и отстаивать своё мнение, развитию культуры речи. Работая в группе, ребёнок учиться взаимодействовать с другими людьми. Для этого я организую консультирование и наставничество в формах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Таким образом, создаются условия для развития ответственности за своё дело и для взаимообучаемости, что способствует более успешному усвоению материала и развитию личностных качеств ученика.

Новые методики я использую и при оценке учебной деятельности учащегося. Например, рефлексивная самооценка (из личностно-ориентированной технологии) при которой ученики описывают свои субъективные реакции, а учитель уже по этим результатам оценивает степень усвоения материала и планирует дальнейшую работу по теме.

Так, на своих уроках для оценки знаний я использую в младших классах «забавные картинки», «карту успехов». В старших классах использую такой прием самоконтроля, как вопросники или метод активного обучения, называемый «повторный контроль».

Не только уроки позволяют мне повышать качество обучения информатики, но и внеклассные мероприятия, кружки, элективные курсы. Базовый курс преподавания информатики предполагает отведение на него часов инвариантной части начиная с 8 по 11 классы. Однако в качестве пропедевтики в средней школе я веду кружок «Информатика», программа которого рассчитана на три года. В разные годы у меня это были 4-5-6 классы или 5-6-7 классы. Этот курс позволяет осуществлять постепенное целенаправленное развитие школьников, качественное овладение ими информационно-коммуникационными технологиями, что очень важно в его дальнейшем обучении и социализации личности.

Анализируя свой опыт применения различных образовательных технологий в учебном процессе, я с уверенностью могу сделать вывод о том, что:

  • проведение уроков с применением методов активно-деятельностного обучения повышает интерес учащихся к предмету: возможность получения разноуровневых заданий, выполнение творческих проектов, выполнение практических работ и т.д.;
  • эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой;
  • изучение компьютерных технологий позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.
  • внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.

Данный вывод подтверждается полученными результатами воспитательно-образовательного процесса в нашей школе:

  1. Высокий показатель государственной итоговой аттестации выпускников по информатике.
  2. Высокое качество знаний школьников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (от 75% до 100%).
  3. Победы и призовые места школьников в детских творческих конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня.
  4. Размещение творческих работ учащихся по информатике на школьном сайте.
  5. Ежегодный выбор выпускниками предмета информатика для экзамена по выбору.
  6. Выбор выпускниками направления «Информатика и вычислительная техника» для дальнейшего обучения.
  7. Успешная социализация выпускников.

Однако, я считаю, что какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, определяющим все же остается его личностное влияние на духовный мир ребёнка и его познавательное развитие. Поэтому не менее важными для меня остается любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу.

Свою дальнейшую педагогическую деятельность я буду строить на основе деятельностного подхода к обучению, с использованием активных методов и опираясь на любовь и уважение к каждому ученику.

Постоянно совершенствуясь сама, я буду подвигать к совершенствованию и учеников, чтобы быть достойной слов в которых я так же уверена, как и Р. Рождественский:

"Вы знаете, мне по - прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя".
 

 

Категория: Выступления и публикации | Добавил: НАС
Просмотров: 537 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Версия для слабовидящих
Большая перемена
Другое дело
Минпросвещения
Портал информации
Знание.ТВ

Copyright MyCorp © 2024