ТРАДИЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Во все времена, происходящие в стране социально-экономические преобразования требовали модернизации системы образования с целью ее максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания образования, но и обновление соответствующих методов, средств, форм обучения с учетом новых реалий в обществе. Конечно, модернизация — это не ломка всего и вся и замена чем-то новым и неординарным, это прежде всего новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, использование новых инноваций, новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Термин «инновация» ввели в практику экономисты. Под инновацией они понимали воплощение научного открытия в конкретной технологии. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была прибыль.
В сфере образования этот показатель конечно не работает. Хотя критерии инновационной деятельности весьма размытые, я думаю, что измерителем эффективности инноваций в образовательном процессе является качество образования.
Понятие «качество образования» многоаспектно, к одному из аспектов этого понятия можно отнести «более высокие результаты образования». А достижение качественно новых, высоких результатов и есть предназначение инновационных процессов. Инновационный процесс — процесс сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, режим развития.
В период социально-экономических преобразований в обществе обостряются и противоречия в образовании, накапливаются проблемы, которые необходимо решить.
В настоящее время можно выделить ряд конкретных противоречий:
-
-
-
противоречия между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
-
противоречия между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
-
противоречия между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
-
противоречия между репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
Разрешить эти противоречия (хотя бы частично) и призваны инновации. Совокупность инноваций формирует новые педагогические реалии, которые в свою очередь способствуют возникновению новой культурной традиции.
Но это получается далеко невсегда, т.к. инновации в образовании могут приносить как положительный, так и отрицательный результат. Многое зависит от того, кто является носителем инноваций.
Если инновация исходит от управленцев, то носителем инновации являются сотрудники государственных учреждений. Инновация поступает в виде директивы, рекомендации, совета, т.е.инициатива идет сверху. Чаще всего новшество наталкивается на сопротивление, поскольку инновации не всегда бывают поняты и приняты педагогическими коллективами школ, потому что в этом случае часто мотивирование перерастает в администрирование, происходит формализация, теряется смысл инновации. Так в своей колонке в журнале «Вестник образования» министр образования и науки Андрей Фурсенко выразил эту позицию так: «Работникам образования хорошо известно, что любая инновация - это риск... Если инновация происходит от управленцев, то это риск вдвойне. В нашей стране принято считать, что даже если такая идея разумна, на практике ее реализуют плохо. Я сам противник административного подхода в реализации инноваций и готов признать, что любая идея в сфере образования, которая «жестко продавливается» начальством, обречена на провал».
С другой стороны носителями инноваций могут быть педагоги. В этом случае инициатива приходит снизу в виде инновационного предложения. Здесь имеет место инициатива, энтузиазм, творчество, желание получить результат. Схема рождения инновации, в этом случае, выглядит так:
ИДЕЯ ---- РАЗРАБОТКА ИДЕИ --- РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ.
Развитие инновационной деятельности учителя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами. Как ни говори, а педагог - ключевая фигура сферы образования. Педагоги же, в свою очередь, воспринимают инновации неоднозначно. Происходит это от того, что они, хотя и не имеют иммунитета к нововведениям, но и не лишены доли консерватизма. Большинство из нас все-таки приверженцы традиционного учебного процесса. Вот и я не рискую отнести себя к новаторам в образовании, поэтому и говорю пока об инновационных элементах в традиционном учебном процессе.
По области распространения инновации можно выделить в обучении, в воспитании, в управлении, в переподготовке кадров.
Далее мы будем говорить об инновациях в обучении и воспитании. Под инновациями в обучении предполагается понимать:
-
-
новые методики преподавания;
-
новые способы организации занятий;
-
представление и передача содержания образования;
-
методы оценивания образовательного результата.
Основным способом организации занятий с детьми является урок. Традиционный урок — проверенный, хорошо зарекомендовавший себя способ организации занятий, который прошел проверку временем, поэтому я с долей осторожности говорю об инновационных
элементах в традиционном учебном процессе, но желание работать так,
«чтоб радость приносить,
чтоб знания с урока могли все уносить,
чтоб физику главнейшей из наук считали,
чтобы о ней легенды и стихи слагали,
чтоб на тебя смотрели, слушая рассказ,
восторженные пары детских глаз»,
заставляет искать, придумывать, вносить что-то новое в традиционный учебный процесс. В своей работе я с успехом использую игровые методики. Это дает возможность развить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность детей. Через чувства, эмоции привить интерес к творчеству.
Образовательный стандарт входит в жизнь школы.
«Стандартизированные знания
И нестандартный ученик.
Как сделать так процесс познания,
Чтоб знаний свет в него проник?
Он нестандартное решение
Задачи может находить,
Но и его про цесс учения
Ведь нестандартным должен быть».
На помощь мне приходят индивидуальные образовательные маршруты, а также метод проектов. Эти маршруты разрабатываются для одаренных детей, согласовываются с родителями, пишутся образовательные программы, составляется режим работы. Этот способ деятельности у нас уже апробирован. Получены отличные результаты: Чистяков Владислав 6 лет работал по индивидуальному образовательному маршруту. Будучи семиклассником Влад стал победителем муниципальной олимпиады по физике среди 9-х классов. В последствии он также ежегодно был призером или победителем региональной олимпиады по физике. Дипломант межвузовской олимпиады. Золотой медалист.
Для закрепления позитивного отношения к знаниям я использую метод успеха. В любой деятельности ребенок должен видеть свое движение вперед. С этой целью, для фиксации творческого продвижения, был создан метод расширения бальной шкалы оценивания результата, а также проводится рейтинговая оценка деятельности.
К инновациям в воспитании можно отнести создание в нашей школе развернутой системы дополнительного образования внутри школы. Основой является ШНО (Школьное Научное Объединение), которое состоит из пяти секций. Руководит работой Совет ШНО. Курирует работу Совет старейшин. |