Среда, 24.01.2018, 08:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                                                     "Свирицкая средняя общеобразовательная школа"

Версия для слабовидящих
Меню сайта
2017-год истории
Статистика

Методическая копилка

Главная » Файлы » Выступления и публикации

Традиционный учебный процесс и использование инновационных элементов - веление времени
10.02.2012, 17:25

ТРАДИЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Во все времена, происходящие в стране социально-экономические преобразования требовали модернизации системы образования с целью ее максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания образования, но и обновление соответствующих методов, средств, форм обучения с учетом новых реалий в обществе. Конечно, модернизация — это не ломка всего и вся и замена чем-то новым и неординарным, это прежде всего новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, использование новых инноваций, новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Термин «инновация» ввели в практику экономисты. Под инновацией они понимали воплощение научного открытия в конкретной технологии. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была прибыль.

В сфере образования этот показатель конечно не работает. Хотя критерии инновационной деятельности весьма размытые, я думаю, что измерителем эффективности инноваций в образовательном процессе является качество образования.

Понятие «качество образования» многоаспектно, к одному из аспектов этого понятия можно отнести «более высокие результаты образования». А достижение качественно новых, высоких результатов и есть предназначение инновационных процессов. Инновационный процесс — процесс сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, режим развития.

В период социально-экономических преобразований в обществе обостряются и противоречия в образовании, накапливаются проблемы, которые необходимо решить.

В настоящее время можно выделить ряд конкретных противоречий:

      1. противоречия между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;

      2. противоречия между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

      3. противоречия между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

      4. противоречия между репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

Разрешить эти противоречия (хотя бы частично) и призваны инновации. Совокупность инноваций формирует новые педагогические реалии, которые в свою очередь способствуют возникновению новой культурной традиции.

Но это получается далеко невсегда, т.к. инновации в образовании могут приносить как положительный, так и отрицательный результат. Многое зависит от того, кто является носителем инноваций.

Если инновация исходит от управленцев, то носителем инновации являются сотрудники государственных учреждений. Инновация поступает в виде директивы, рекомендации, совета, т.е.инициатива идет сверху. Чаще всего новшество наталкивается на сопротивление, поскольку инновации не всегда бывают поняты и приняты педагогическими коллективами школ, потому что в этом случае часто мотивирование перерастает в администрирование, происходит формализация, теряется смысл инновации. Так в своей колонке в журнале «Вестник образования» министр образования и науки Андрей Фурсенко выразил эту позицию так: «Работникам образования хорошо известно, что любая инновация - это риск... Если инновация происходит от управленцев, то это риск вдвойне. В нашей стране принято считать, что даже если такая идея разумна, на практике ее реализуют плохо. Я сам противник административного подхода в реализации инноваций и готов признать, что любая идея в сфере образования, которая «жестко продавливается» начальством, обречена на провал».

С другой стороны носителями инноваций могут быть педагоги. В этом случае инициатива приходит снизу в виде инновационного предложения. Здесь имеет место инициатива, энтузиазм, творчество, желание получить результат. Схема рождения инновации, в этом случае, выглядит так:

ИДЕЯ ---- РАЗРАБОТКА ИДЕИ --- РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ.

Развитие инновационной деятельности учителя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами. Как ни говори, а педагог - ключевая фигура сферы образования. Педагоги же, в свою очередь, воспринимают инновации неоднозначно. Происходит это от того, что они, хотя и не имеют иммунитета к нововведениям, но и не лишены доли консерватизма. Большинство из нас все-таки приверженцы традиционного учебного процесса. Вот и я не рискую отнести себя к новаторам в образовании, поэтому и говорю пока об инновационных элементах в традиционном учебном процессе.

По области распространения инновации можно выделить в обучении, в воспитании, в управлении, в переподготовке кадров.

Далее мы будем говорить об инновациях в обучении и воспитании. Под инновациями в обучении предполагается понимать:

    1. новые методики преподавания;

    2. новые способы организации занятий;

    3. представление и передача содержания образования;

    4. методы оценивания образовательного результата.

Основным способом организации занятий с детьми является урок. Традиционный урок — проверенный, хорошо зарекомендовавший себя способ организации занятий, который прошел проверку временем, поэтому я с долей осторожности говорю об инновационных

элементах в традиционном учебном процессе, но желание работать так,

«чтоб радость приносить,

чтоб знания с урока могли все уносить,

чтоб физику главнейшей из наук считали,

чтобы о ней легенды и стихи слагали,

чтоб на тебя смотрели, слушая рассказ,

восторженные пары детских глаз»,

заставляет искать, придумывать, вносить что-то новое в традиционный учебный процесс. В своей работе я с успехом использую игровые методики. Это дает возможность развить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность детей. Через чувства, эмоции привить интерес к творчеству.

Образовательный стандарт входит в жизнь школы.

«Стандартизированные знания

И нестандартный ученик.

Как сделать так процесс познания,

Чтоб знаний свет в него проник?

Он нестандартное решение

Задачи может находить,

Но и его про цесс учения

Ведь нестандартным должен быть».

На помощь мне приходят индивидуальные образовательные маршруты, а также метод проектов. Эти маршруты разрабатываются для одаренных детей, согласовываются с родителями, пишутся образовательные программы, составляется режим работы. Этот способ деятельности у нас уже апробирован. Получены отличные результаты: Чистяков Владислав 6 лет работал по индивидуальному образовательному маршруту. Будучи семиклассником Влад стал победителем муниципальной олимпиады по физике среди 9-х классов. В последствии он также ежегодно был призером или победителем региональной олимпиады по физике. Дипломант межвузовской олимпиады. Золотой медалист.

Для закрепления позитивного отношения к знаниям я использую метод успеха. В любой деятельности ребенок должен видеть свое движение вперед. С этой целью, для фиксации творческого продвижения, был создан метод расширения бальной шкалы оценивания результата, а также проводится рейтинговая оценка деятельности.

К инновациям в воспитании можно отнести создание в нашей школе развернутой системы дополнительного образования внутри школы. Основой является ШНО (Школьное Научное Объединение), которое состоит из пяти секций. Руководит работой Совет ШНО. Курирует работу Совет старейшин. 

Категория: Выступления и публикации | Добавил: НАС | Теги: учебный процесс, использование инноваций
Просмотров: 656 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Информация
Сайт МОиН
"Твой мир истории"

Copyright MyCorp © 2018