ТРАДИЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
— ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Во все времена, происходящие в
стране социально-экономические
преобразования требовали модернизации
системы образования с целью ее
максимального приспособления к реалиям
общественной жизни. Модернизация школы
предполагает не только качественное
изменение содержания образования, но
и обновление соответствующих методов,
средств, форм обучения с учетом новых
реалий в обществе. Конечно, модернизация
— это не ломка всего и вся и замена
чем-то новым и неординарным, это прежде
всего новый подход к системе традиционных
средств и методов обучения, использование
новых инноваций, новая стратегия
организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.
Термин «инновация» ввели в
практику экономисты. Под инновацией
они понимали воплощение научного
открытия в конкретной технологии.
Основным измерителем эффективности
инновационных изменений была прибыль.
В сфере образования этот показатель
конечно не работает. Хотя критерии
инновационной деятельности весьма
размытые, я думаю, что измерителем
эффективности инноваций в образовательном
процессе является качество образования.
Понятие «качество образования»
многоаспектно, к одному из аспектов
этого понятия можно отнести «более
высокие результаты образования». А
достижение качественно новых, высоких
результатов и есть предназначение
инновационных процессов. Инновационный
процесс — процесс сознательный, ставящий
своей целью перевод системы образования
в новое качественное состояние, режим
развития.
В период социально-экономических
преобразований в обществе обостряются
и противоречия в образовании, накапливаются
проблемы, которые необходимо решить.
В настоящее время можно выделить
ряд конкретных противоречий:
противоречия
между стандартизированным обучением
всех учащихся и их индивидуальными
способностями и интересами;
противоречия
между бурным развитием науки и реальными
познавательными возможностями
учащихся;
противоречия
между тенденциями к специализации
обучения и задачей разностороннего
развития личности;
противоречия
между репродуктивным обучением и
потребностью общества в людях с
развитыми творческими способностями.
Разрешить эти противоречия (хотя
бы частично) и призваны инновации.
Совокупность инноваций формирует новые
педагогические реалии, которые в свою
очередь способствуют возникновению
новой культурной традиции.
Но это получается далеко невсегда,
т.к. инновации в образовании могут
приносить как положительный, так и
отрицательный результат. Многое зависит
от того, кто является носителем инноваций.
Если инновация исходит от
управленцев, то носителем инновации
являются сотрудники государственных
учреждений. Инновация поступает в виде
директивы, рекомендации, совета,
т.е.инициатива идет сверху. Чаще всего
новшество наталкивается на сопротивление,
поскольку инновации не всегда бывают
поняты и приняты педагогическими
коллективами школ, потому что в этом
случае часто мотивирование перерастает
в администрирование, происходит
формализация, теряется смысл инновации.
Так в своей колонке в журнале «Вестник
образования» министр образования и
науки Андрей Фурсенко выразил эту
позицию так: «Работникам образования
хорошо известно, что любая инновация -
это риск... Если инновация происходит
от управленцев, то это риск вдвойне. В
нашей стране принято считать, что даже
если такая идея разумна, на практике ее
реализуют плохо. Я сам противник
административного подхода в реализации
инноваций и готов признать, что любая
идея в сфере образования, которая «жестко
продавливается» начальством, обречена
на провал».
С другой стороны носителями
инноваций могут быть педагоги. В этом
случае инициатива приходит снизу в виде
инновационного предложения. Здесь имеет
место инициатива, энтузиазм, творчество,
желание получить результат. Схема
рождения инновации, в этом случае,
выглядит так:
ИДЕЯ ---- РАЗРАБОТКА ИДЕИ ---
РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ.
Развитие инновационной деятельности
учителя является одним из стратегических
направлений в образовании. Решение этой
задачи имеет особо важное значение
сегодня, когда любые инновации в сфере
образования могут быть реализованы,
если они внутренне будут приняты и
поддержаны педагогами. Как ни говори,
а педагог - ключевая фигура сферы
образования. Педагоги же, в свою очередь,
воспринимают инновации неоднозначно.
Происходит это от того, что они, хотя и
не имеют иммунитета к нововведениям,
но и не лишены доли консерватизма.
Большинство из нас все-таки приверженцы
традиционного учебного процесса. Вот
и я не рискую отнести себя к новаторам
в образовании, поэтому и говорю пока об
инновационных элементах в традиционном
учебном процессе.
По области распространения
инновации можно выделить в обучении, в
воспитании, в управлении, в переподготовке
кадров.
Далее мы будем говорить об
инновациях в обучении и воспитании. Под
инновациями в обучении предполагается
понимать:
новые
методики преподавания;
новые
способы организации занятий;
представление
и передача содержания образования;
методы
оценивания образовательного результата.
Основным способом организации
занятий с детьми является урок.
Традиционный урок — проверенный, хорошо
зарекомендовавший себя способ организации
занятий, который прошел проверку
временем, поэтому я с долей осторожности
говорю об инновационных
элементах в традиционном учебном
процессе, но желание работать так,
«чтоб радость приносить,
чтоб знания с урока могли все
уносить,
чтоб физику главнейшей из наук
считали,
чтобы о ней легенды и стихи
слагали,
чтоб на тебя смотрели, слушая
рассказ,
восторженные пары детских глаз»,
заставляет искать, придумывать,
вносить что-то новое в традиционный
учебный процесс. В своей работе я с
успехом использую игровые методики.
Это дает возможность развить интерес
к предмету, активизировать познавательную
деятельность детей. Через чувства,
эмоции привить интерес к творчеству.
Образовательный стандарт входит
в жизнь школы.
«Стандартизированные знания
И нестандартный ученик.
Как сделать так процесс познания,
Чтоб знаний свет в него проник?
Он нестандартное решение
Задачи может находить,
Но и его про цесс учения
Ведь нестандартным должен
быть».
На помощь мне приходят индивидуальные
образовательные маршруты, а также метод
проектов. Эти маршруты разрабатываются
для одаренных детей, согласовываются
с родителями, пишутся образовательные
программы, составляется режим работы.
Этот способ деятельности у нас уже
апробирован. Получены отличные результаты:
Чистяков Владислав 6 лет работал по
индивидуальному образовательному
маршруту. Будучи семиклассником Влад
стал победителем муниципальной олимпиады
по физике среди 9-х классов. В последствии
он также ежегодно был призером или
победителем региональной олимпиады по
физике. Дипломант межвузовской олимпиады.
Золотой медалист.
Для закрепления позитивного
отношения к знаниям я использую метод
успеха. В любой деятельности ребенок
должен видеть свое движение вперед. С
этой целью, для фиксации творческого
продвижения, был создан метод расширения
бальной шкалы оценивания результата,
а также проводится рейтинговая оценка
деятельности.
К инновациям в воспитании можно
отнести создание в нашей школе развернутой
системы дополнительного образования
внутри школы. Основой является ШНО
(Школьное Научное Объединение), которое
состоит из пяти секций. Руководит работой
Совет ШНО. Курирует работу Совет
старейшин.
|